В двери его комнаты постучали. Он как-раз дописывал новый портрет женщины, от громких звуков рука дрогнула и повела линию не в ту сторону. Раздраженный, мужчина пошел к двери. За ней стояли те, кто выведет его на дорогу смерти.
Так могли бы выглядеть минуты до ареста известного японского художника и мастера гравюры XVIII века – Китагава Утамаро.
Об его жизни известно немного, но что может лучше рассказать о творце, как не его работы?
Китагава Утамаро известен своими работами в стиле укиё-э. Это направление в рисовании гравюр или кислографии (перепечатывание гравюр с бумаги на дерево). Он появился в период под названием Эдо, в это время Японией управлял клан Токугава.
Перевод этого слова - значит «мир скорби», но изменение всего одного иероглифа дало название «мир наслаждений, любви». Именно такой смысл несли в себе картины. Они были очень популярны в городской культуре города Эдо (будущего Токио), ведь чаще всего там изображались гейши (артистки, задачей которых было развлекать гостей чайными церемониями, разговорами), борцы сумо (традиционный вид единоборства), служанки и обычные люди.
Позже такие гравюры также стали популярны в Европе, иметь такою восточную диковинку было престижно.
Китагава Утамаро стал человеком, который усовершенствовал стиль укиё-э, добавив собственные «изюминки».
О ранних годах его жизни мало что известно, он родился в 1753 году предположительно в Эдо или Киото.
Возможно, что у художника была семья, ведь на многих его картинах изображена женщина с ребенком в разные периоды. По ним можно наблюдать взросление малыша. Но никаких официальных наследников у Китагава не было.
Первой ступенью к известности стало знакомство с издателем Цутая Дзюдзабуро в 1775 году. Китагава начал создавать иллюстрации к различным книгам. В это время он рисовал растения, деревья, птиц, насекомых. Также, он первым среди японских художников начал рисовать контур не черным, а цветным, делая изображения более «живыми».
Свое имя, Китагава, он предпочитал записывать иероглифами, которые переводятся как «река обильного счастья». Псевдоним Утамаро появился только в 1782 году, его художник объявил на пышном банкете, создав специальный принт, обозначавший его новую фамилию.
В 1791 году Китагава отказывается от иллюстрирования и полностью отдается делу, которое принесло ему известность. На его картинах появляются девушки: гейши, служанки, ныряльщицы. Но, в отличие от других, эти портреты были погрудные и получили название «окуби-э».
Уникальность его картин была еще и в том, что на них изображены каждодневные ритуалы людей. Гейша, которая причесывается, смотрит в зеркало, красится. Или служанка, которая кормит ребенка, играет с ним.
У нас на сайте вы можете найти картины девушек «Гребень» или «Женщина читает книгу». Зритель будто подглядывает, наблюдает со стороны за тем что происходит с девушками. Это добавляет особую глубину и интерес картинам.
В отличии от Европы, в Японии более свободно относились к изображениям интимного характера. Существовал даже такой жанр «сюнга», который дословно переводился как «весна», так как это символизировало начало новой жизни. Китагава, много рисовал и таких картин.
Но, в 1790 году цензура усилилась и нарушителей поддавали наказаниям. Под них время от времени попадал и Китагава, не отказываясь при этом от изображения запрещенных картин.
Более серьезной проблемой для художника стали гравюры с Тоётоми Хидэёси, известным политическим и военным деятелем. Рисовать гравюры или ставить сценки с известными деятелями было запрещено, так как это считалось унизительным. За триптих, нарисованный в 1784 году, под названием: «Развлечения Тоётоми Хидэёси и его пяти наложниц к востоку от центра столицы» Китагава был арестован.
Позже его и еще нескольких художников осудили на 50 дней с завязанными руками. Это стало травмой для Китагава. Когда он освободился, то начал чрезмерно много рисовать, буквально без передышки. Два года такой жизни и художника настигла смерть.
Но популярность разрослась с невероятной скоростью. Его гравюры скупали и развозили по всему миру. Они, также, сильно повлияли на импрессионистов того времени.
Его жизнь полна красивых женщин, радостных моментов, славы. Но то ли это, что делало художника счастливым?